вторник, 26 ноября 2013 г.

Холотропное дыхание, мой опыт.




Введение. Дважды два - четыре?

         С детства я увлекался психологией, читал книги по воспитанию детей, взаимоотношениям в паре, поведению в конфликтах, развитию интеллекта. На четвертом десятке лет я понял, что чтения мне мало, захотелось чего-то нового, но я не понимал чего. :) Сначала сходил на несколько сеансов индивидуальной и семейной когнитивной психотерапии. Глаза на мир начали немножко раскрываться за счёт рефлексии и логики. Но, чего-то не хватало. Потом участвовал в групповом психотерапевтическом тренинге (PSY24 марафон от Новосибирской Школы Психологии). Вот это уже было то, что нужно. :) Сутки групповой терапии без сна, чтобы притушить сознание и приоткрыть подсознание. Я начал понимать чего мне не хватало. Мне был нужен опыт чувственных переживаний! Т.е. одно дело - знать (теоретически), что дважды два - четыре, другое - прочувствовать, пережить, что блииин, ведь дважды два - четыре!!! Я всегда в уме верил, что наше отношение к себе и к миру, наша психика влияет на наше здоровье и жизнь вообще. На тренинге я это всё прочувствовал!
Когда начинался тренинг нас спрашивали: "что вы ожидаете от тренинга". Одна участница сказала, что она пришла посмотреть на чудо. Я по образованию физик-микроэлектронщик, и по натуре скептик только усмехнулся (про себя). К середине тренинга, наблюдая очередное чудо со слезами на глазах, я очень хорошо понял эту женщину. Что было на тренинге это отдельная тема, но с тех пор я серьезно отношусь к психотерапевтам, и считаю их работу чем-то пограничным между наукой, искусством и магией.


Как я решился на холотроп.

     С 13 по 17 июля 2013г. Новосибирский Институт Консультирования проводил фестиваль практической психологии "Погружение в жизнь". Оччень интенсивный тренинг. 2-3 ленты параллельно с 8.30 до 03.30, 5 дней подряд. И вот я увидел в программе пункт "холотропное дыхание". О холотропном дыхании я знал очень мало. Знал, что нужно как-то особенно дышать и что это опасно, и нельзя его практиковать без очень квалифицированного тренера. Тренинг вёл Владимир Трусов, я не знал этого человека. Рисковать не хотел, поэтому пошел на другой интересный мне тренинг, который вела Алёна Сагадеева. Когда начался наш тренинг выяснилось, что на него пришли всего несколько человек. Мы предположили, что все ушли на холотроп. На что Алёна вздохнула: "я бы и сама пошла на холотроп к Володе вместо того, чтобы вести свой тренинг" . Мы с испуганными глазами стали расспрашивать Алену что такое холотроп. Помимо всего прочего, я понял, что занимаясь холотропом можно найти некую свою силу. Алена описала, как она ощущала себя в теле огромного динозавра (диплодока). А ещё она добавила, что эта сила теперь с ней постоянно. И что если и начинать заниматься холотропом, так с Володей, т.к. он один из самых опытных тренеров в России. Меня очень привлекла идея обретения некой животной силы, сопровождающей меня всю жизнь. Другие участники группы тоже соблазнились, и мы все дружно встали и пошли к Володе на холотроп.
    Когда мы подошли в зал, мы увидели, что все приготовили себе что-то мягкое на чём лежать.
У меня был каремат, я сначала решил, что буду лежать на нём. Потом решил подстраховаться, но об этом позже.

    Владимир объяснял, что такое холотропное дыхание, и отвечал на вопросы группы.
Для начала пара терминов: холонавт - тот, кто лежит и сильно дышит, ситтер - тот, кто сидит рядом, и смотрит, чтобы его холонавт никого не зацепил и ни обо что не ударился, а также, чтобы его другие холонавты не задевали.


Какие есть опасности в холотропе?

    Кстати. Я полностью отказываюсь от какой-либо ответственности за то, что кто-то, прочитавший эту статью и занявшийся холотропом получит какую-либо травму. И ещё, я абсолютно никакой специалист в холотропе и в медицине. Я просто обычный человек, который этим занимался один раз (как холонавт + один раз как ситтер), и который описывает что и как он понял своими словами, не претендующими на истину. Как я понял и убедился, холотропом можно заниматься только под присмотром опытного человека.

    Итак, первая опасность: если тело и мозг интенсивно накачивать кислородом в течение длительного времени, то они привыкают к использованию большого количества кислорода, и если прекратить холотропное дыхание резко, то кислород, который как бы с разгону всё ещё используется интенсивно, быстро истощится из организма и может наступить кислородное голодание, с неприятными последствиями, особенно для мозга. Значит возвращаться к обычному ритму дыхания нужно очень плавно. По идее тело само знает насколько плавно нужно снижать силу дыхания, и можно просто слушать его и не мешать ему подбирать нужный темп. Ещё, в википедии пишут, что из-за снижения концентрации углекислого газа в крови, сосуды головного мозга сужаются и якобы это является причиной гипоксии мозга. Кто прав - не знаю.

    Вторая опасность: во время холотропа ты можешь двигаться довольно интенсивно, и окружающие холонавты могут двигаться интенсивно. Поэтому нужно обеспечить себе комфортное место и свободную зону. А ситтер должен следить, чтобы его холонавт не ударился о разные предметы и углы, и чтобы другие холонавты не подползали к холонавту ситтера. Я интенсивно двигался в радиусе где-то метра полтора.

    Третья опасность: перед холотропом нам объясняли, что нужно слушать свое тело и немного добавлять к движению тела свой сознательный импульс. Это может приводить к побочным последствиям. Допустим, вашу кисть начало "скрючивать". Значит, вы должны добавить свое усилие, и кисть "скрючится" ещё сильнее. Дальше, возможно задействуются другие суставы, и вот, вы лежите весь "скрюченный" и напряжённый. Могут возникнуть судороги, и неприятные ощущения, кто-то может просто заорать от боли. Да и потом, после тренинга, возможно, несколько дней что-то будет болеть, вплоть до временного нарушения нормального функционирования конечности. Когда вас "скрючивает" слишком сильно, на помощь должен приходить тренер, а значит тренер должен быть очень компетентным и ответственным. Я слышал про случаи, когда тренер не обращает на "скрючившихся" никакого внимания, и люди потом по несколько месяцев мучаются. Даже и с очень хорошим тренером нужно быть готовыми к последствиям. Моя жена несколько часов не могла сжимать руку с силой, достаточной, чтобы держать предметы, а болела рука пару дней, благо Владимир уехал не сразу и можно было на следующий день к нему обращаться, да и мануальный терапевт оказался в нашей группе, здорово помог. У нескольких человек в нашей группе было что-то подобное, а у некоторых было и похуже.

    Четвертая опасность: измененное (расширенное) состояние сознания  приводит к разным видениям и переживаниям. Иногда они приятны, иногда нет. В нашей группе один холонавт на полном серьезе стал себя душить. И тут тоже всё зависит от реакции и компетентности тренера. Владимир подходил к нему обнимал (довольно сильно) и по-моему, что-то говорил. Позже я общался с этим холонавтом, он даже не помнил, что себя душил, и ничего у него после тренинга не болело. Наоборот, из холотропного состояния он вышел со светящимся и одухотворенным лицом и ходил такой целый день. :)


Подготовка к холотропу.

Ваш запрос

    Владимир каждого спросил какие у него запросы к тренингу. Т.е. что он хочет получить от холотропа. Я сказал, что хочу найти свою силу, и лучше познать свои эмоции, как бы присоединить их к себе, к своей голове, принять их. Дело в том, что голова в моей жизни очень преобладала, и не очень дружила с сердцем. С эмоциями. Сейчас я вижу какой-то "свет в конце тоннеля".

Комфортное и безопасное пространство.

     Нужно подготовить себе комфортное и безопасное пространство. Сначала я хотел втиснуться между людьми в общем зале и лечь на каремат, но потом вспомнил, что в ста метрах от этой комнаты лежат кучи мягких матов. Не поленился сбегал, да и постелил не в общем зале, а на свободной сцене, где в радиусе 2х метров от меня никого и ничего не было. Как оказалось впоследствии и мат и свободное место пришлись очень кстати, мотало меня сильно :).

Музыка и дыхание.

    Мы занимались холотропом под музыку. Наверное, какая-то африканско-этническо-трансовая. :) Обалденные ритмы каких-то там-тамов с красивыми мелодиями. У меня лично эта музыка ассоциировалась с буйством природы, джунглями, океанами, полётами. Быстрая музыка означает, что надо дышать сильно, т.е. часто и глубоко. Насколько часто и насколько глубоко? Это, по идее, вам тело должно подсказать. Также вам помогут правильно дышать ваш ситтер и тренер. Я для себя понял, что примерно в течение 15 минут нужно перейти от обычного темпа дыхания к холотропному. Медленная музыка означает что надо плавно "сбавлять обороты", возвращаться к нормальному ритму, и отдыхать. Я для себя понял, что в течение примерно 15-20 минут, нужно возвращаться в нормальный ритм. Весь тренинг был, по-моему два часа. В "холотропном" состоянии мы находились где-то полтора часа.

Слушать своё тело.

    Как я понял, нужно слушать тело и следовать за ним. Т.е. если оно делает какое-то движение, нужно немного помогать сознательно этому движению. По началу мне было немного дискомфортно, когда что-нибудь начинало скрючивается, а я этому ещё и помогал. Потом я  "улетел" (гы, в прямом смысле улетел, но, об этом позже) в видения и "измененку" и забыл про все "скрючивания", скорее наоборот, тело обрело полную свободу. Забавно, что я задал вопрос, про то, что если захочется в туалет нужно послушать своё тело и сделать "дело"? Не помню что сказал Владимир, но половина зала встала и бросилась в туалет. :)

Ситтер.

    В главе про опасности, я уже описал часть обязанностей ситтера. Ещё ситтер должен следить за вашим дыханием и шумно вдыхая и выдыхая задавать ритм, когда вы забываете про усиленное дыхание. Ну и тренер время от времени обходит зал и следит за ритмом каждого, подходит и дышит шумно. Ситтеры не всегда опытные, поэтому тренер всё контролирует. Абсолютно следовать за ритмом ситтера или тренера не надо, нужно просто проверить не ослабили ли вы свой темп. Т.к. когда начинаются всякие видения легко отвлечься, забыть про дыхание и вывалиться из холотропа.

Сознание. Контроль.

    Нам говорили, что во время холотропа ваше сознание и контроль над собой остаются с вами. В моём случае это подтвердилось. Т.е. я довольно хорошо понимал, что хотя я вижу, ощущаю, переживаю что-то новое, я всё-равно осознаю, что лежу в конкретном здании, занимаюсь холотропом, и в принципе могу в любое время плавно прекратить это дело и пойти заниматься чем-то другим. Т.е. я и здесь и там.


Листы бумаги и карандаши.

    Мы приготовили много цветных карандашей и много бумаги (А4). Чтобы хватило всем и никто долго не ждал других. После того, как мы отдохнули, и холонавт и ситтер рисовали рисунки. Как я понял можно рисовать абсолютно всё, что захочешь. Ниже вы увидите рисунки, которые получились у нас.

Салфетки. Вода.

    Рыдания - частый атрибут любых психологических тренингов. Поэтому салфетки и полотенца очень полезны. :) Почти как для хичхайкеров. ;) Я уревелся так, что использовал штук 10 больших салфеток. Также, у холонавта может выделяться много слюны, я помню, что, когда я был дельфином я выпускал изо рта воду, видимо, слюны много навыделял. Как я понял, ситтер может попробовать вытереть слюну, если посчитает, что её сильно много. Ну а вода, - чтобы пить ;). Холонавт может попросить попить прямо в процессе, или после.

 

 Мой опыт холонавта.

 

    Я занимался холотропом 4 месяца назад. Но впечатлился настолько, что до сих пор всё помню довольно живо. Время между описываемыми событиями специально не называю, т.к. его течение внутри "холотропного" состояния субъективно. Я не упоминаю, что время от времени слышал крики из зала, и шумное дыхание ситтеров и Владимира. И не упоминаю, что часто довольно сильно рыдал во время холотропа от избытка чувств. Ну и пишу  я цензурно, и Боже, как трудно описать те переживания цензурными словами. Можете смело заменять мои "блин" на крепкие трехэтажные маты. :) Я сейчас вспоминаю и возвращаюсь в те состояния, ну это просто %:*#@^!!!. Всё, дальше культурно. :)
    Я положил на пол мат, постелил на него одеяло, убедился, что рядом в радиусе 2х метров никого нет. Лег. Мой ситтер - моя жена Наташа - села на стул рядом. Все остальные улеглись. Я закрыл глаза. Включили музыку. Не знаю сразу ли быструю. По-моему, сколько то минут мы полежали, порасслаблялись. Затем включили быструю, и мы начали потихоньку ускорять темп дыхания. Владимир ходил между нами и если видел, что холонавт дышит слабо - шумно дышал рядом, подгоняя холонавта. Я почувствовал, что мои руки начали сгибаться в запястном суставе, и добавил своё сознательное усилие в этом направлении, через какое-то время напряжение больше передалось на локтевой сустав, потом на плечевой. Возникло легкое онемение вдоль внутренней стороны рук. Потом у меня начало сводить лопатки. Т.е. я лежал с разведенными и напряженными руками. Какое-то время я тормозил..А потом сделал единственно логичное в данной ситуации движения - оттолкнулся ногами от земли и мощно взмахнул моими могучими крыльями. Блин, совершенно неописуемое состояние! Воображение в ту же секунду "дорисовало", всё что нужно. Возникла грунтовая дорога. Поляна. Лес вдалеке, а за лесом берег океана. Я, мах за махом, набираю высоту, упиваясь свободой полёта. И..начинаю рыдать от избытка чувств, рыдаю и машу крыльями всё сильней, забираясь всё выше и выше в небо. Вот, лес уже внизу, вот, он сзади, и я лечу над океаном. Выше и выше! Залетаю в облака, лечу в белой мгле, выше, выше! Вылетаю из облаков. Выше, выше. Теперь они далеко внизу. Немножко отхожу от эйфории и решаю осмотреться и изучить себя. Продолжая слабо помахивать крыльями, я осматриваю их. Огромные (метра по два) перепончатые крылья. Я похож на какую-то смесь птеродактиля с летающими ящерами из Аватара: 


Смотрю на свой живот, на свои мощные лапы, мощные когти, один коготь - самый мощный торчит под прямым углом к другим. Я пробую посжимать и поразжимать их, как если бы я хватал добычу. Осматриваю себя, стараюсь запомнить цвета. Это переливы желтого, синего, серебристо-зеленого, коричневого. Засмотревшись на себя я осознаю, что начинаю падать. Ну и пусть, я сворачиваю крылья и пикирую вниз, выставляю немного одно крыло и начинаю кружиться. Неописуемое ощущение почти свободного падения! Я замедляю падение и превращаю его в плавное снижение. Рулю к берегу. Приземляюсь на песок. Потом переворачиваюсь на спину и раскидываю крылья. Валяюсь так, на спине с раскринутыми крыльями, отдыхаю. Вода касается моих крыльев. Я зачерпываю крылом воду и подбрасываю её вверх над собой. Замираю в кайфе, когда брызги падают на меня. Рассматриваю себя. Свой живот. свои лапы. Свой хвост со стрелкой на конце. Подвигаюсь поближе к воде загребаю её крылом, ещё раз загребаю. Крылья начинают совершать гребущие движения (примерно как при плавании кролем, но более вертикально) да и вообще это уже не крылья а плавники! Теперь я большущий дельфин!!!
Плавники очень большие. Я гребу все сильнее, разгоняясь. Потом плыву за счет движения тела, ныряю. Затем, делаю сильные но редкие взмахи, с каждым взмахом выкидывая себя из воды и пролетая с десяток метров вперед, вхожу в воду, шумно выпускаю воздух с водой изо рта. Ощущения мощи и свободы. Я сильно и судорожно рыдаю от ощущений. Дельфином я был недолго. Я хочу опять быть птеродактилем. :) И я становлюсь им! Я взлетаю и планирую к какой-то расщелине между скалами на берегу. Когда подлетаю, вижу, что там сидят в ряд такие же, как я. Отдыхают. Я втискиваюсь между ними и закрываю глаза. И... начинаю быстро быстро перебирать лапами. Теперь я маленький динозаврик (всего метра полтора-два в высоту), большие задние лапы, маленькие передние. Я куда-то бегу, чего-то боюсь. Оглядываюсь. Рядом бегут разные звери, в том же направлении, что и я. Я осознаю, что я хищник, и врагов у меня нет! От кого бегу? Непонятно. Значит, наверное, бегу, потому что какое-то стихийное бедствие и все бегут...

...Я на четвереньках бегу по земле. В лесу. Но, бежать не очень комфортно. Скорость никак не набирается. Да и вообще мои передние лапы явно не предназначены для таких нагрузок. Я вижу лиану и тут меня осеняет! Передние лапы мощно цепляются за лиану и вот я лечу на ней к дереву. Потому что я - обезьяна! Я карабкаюсь по стволу и забираюсь выше, прыгаю на лиану. Перепрыгиваю на другую. Тоже наслаждаюсь этими полетами и высотой.
...Я медленно переставляю мощные лапы. Так, что вокруг трясётся земля. Я их рассматриваю, их две, мощные, толстые. Кожа очень грубая, буграми. Осознаю, что я, наверное, что-то типа тираннозавра. Но, то ли музыка становится медленней. То ли что. Я теряю это видение. Осознаю, что у меня побаливает голова. Осознаю, что я подустал. Начинаю подумывать о том, чтобы завершить холотроп, жду когда же начнется медленная музыка. Дышу всё ещё сильно. И вот, скоро музыка становится медленной. Я потихоньку сбавляю дыхание. Лежу, наслаждаюсь музыкой. Она просто обалденная. Я расправляю крылья и отдыхаю. Да-да! Я остался птеродактилем даже при медленной музыке. Вообще теперь в некоторых случаях, когда я устал, и мне нужен заряд энергии я вспоминаю и частично переживаю то состояние, когда я был птеродактилем, и это реально даёт мне силы. Например, мне кажется, что прыжок в волейболе улучшается, и усталость снимается. Ну вот, лежу я, отдыхаю. Слышу голос Владимира, что надо потихоньку выходить в обычное состояние. Открываю глаза.

    Осматриваюсь, далеко не все наши ещё отошли. Наташа даёт мне стакан воды и подвигает бумагу с карандашами. Я сильно и судорожно рыдаю (сейчас пишу эту статью и слезы выступают), хватаю карандаши, и чуть ли не двумя руками одновременно - чтобы побыстрее нарисовать по максимально свежим впечатлениям - начинаю рисовать. Это первый рисунок в статье. Салфетки мокнут одна за одной. Я весь в слезах и соплях радости. :) Дорисовываю "птеродактиля". Немножко отхожу. И более спокойно рисую дельфина с переразвитыми плавниками. :) Наташа тоже в это время рисует меня. Судя по моим внешним движениям я ей больше напоминал тигра, чем птицу, дельфина, двуногих ящеров и обезьян. :)

Наташи тоже обалдела от представления. Говорит, что в жизни не видела от меня ничего подобного, и что прямо залюбовалась. Никто из моей группы так амплитудно и красиво не двигался! ;-ъ А ещё я один раз чуть не ударился о доску на сцене, Наташа меня отодвинула. Ну и одеяло улетело куда-то. Я просто лежал на голом мате. Да помню, что когда грёб дельфином, что-то улетело из-под плавников назад. Голова побаливала. Я потом обратился к Владимиру, он сказал, что это нормально, т.к. у меня была сильная "изменёнка". Через пару часов голова болеть перестала. Больше никаких последствий не заметил.


Мой опыт ситтера.


    Укладываем Наташку на тот же мат. Накрываем сверху одеялом, ибо мёрзнет. Подготавливаю воду, салфетки, карандаши, бумагу для рисования. Включается музыка. Наташка и другие начинают потихоньку "набирать обороты" дыхания. Руки Наташки начинают скрючиваться в запястьях, потом сжимаются в кулаки. Лежит, дышит. Время от времени мне кажется, что темп дыхания стихает и я шумно дышу, задавая ей темп. Смотрю как ведут себя другие. Запомнились трое. Наш йог - сгибается в поясе к коленям, потом разгибается. И ну давай наяривать выполнять такие сгибания под музыку. Чуть ли не раз в секунду. По моим ощущениям он все полтора часа так проколбасился. Трындец %) Его ситтер - Алёна начинает рядом танцевать под музыку. Очень красиво. А ритм реально заводит. Я тоже начинаю двигаться в такт к музыке. Энергия прёт. Получаются очень быстрые движения. Я перебираю пальцами в такт там-тама, танцую плечами, меня всего колбасит от ритмов. Смотрю, Серега - начинает "скрючиваться", его рука заходит за спину и скрючивается там. Сам себя заломал. Через некоторое время он начинает орать, возможно, от боли. К нему подходит тренер, не помню что делает с ним. И даёт наставление ситтеру что нужно делать. Лёха - через некоторое время начинает шевелиться, уползает на метр со своего мата, (ну и ситтер у него, кошмар!, - сидит, набирает что-то на телефоне, присматривая за Лёхой в полглаза), через некоторое время Лёха сгибается, становится на карачки, начинает орать и душить себя! Зрелище не для слабонервных, его ситтер временами поглядывая то, на Лёху, то на тренера, знай себе строчит что-то в телефоне. Какое-то время тренер это терпит, потом подходит, обнимает Лёху, и кажется, что-то кричит ему в ухо... Наташка начинает шевелиться, мотать рукой. Все сильнее. Её тело начинает волнообразно двигаться на месте. Её сжатая в кулак ручонка начинает довольно сильно колотить по мату. Слежу, чтобы не дотянулась до пола. Вторая рука всё ещё "скрючена". Спрашиваю Владимира - говорит, что это нормально. Рука так и не "раскрючилась" до конца холотропа, да и потом несколько дней побаливала. Потом она перестаёт бить кулаком по мату и просто лежит и волнообразно двигается, танцует, временами помахивая руками. Мне так понравилось! :) Это так грациозно. Ммм, лапочка моя. Наташка у меня ассоциировалась с такой милой рыбкой (мой рисунок):



Вдруг, у Наташки делается недовольное лицо и она начинает вяло двигать рукой. Я обращаю внимание, что одеяло сползло с её ноги. Но не уверен, что дело в этом, беру кончик одеяла и слегка касаюсь им её руки, она вяло начинает натягивать одеяло на ногу, я помогаю, гримаса недовольства исчезает. :) Прошло 10 секунд, со слов Наташки это было оччень долго! :) Так она волнообразно и протанцевала практически всю быструю музыку.
    Когда Наташка отходила, какое-то время не могла толком говорить. На вопрос: "Подозвать Владимира?" - покачала головой. Потом сказала тихо, что рука очень сильно болит и не двигается (поэтому Наташа не стала рисовать свой рисунок). Я подошел к Владимиру, он сказал, что это нормально, и что подойдет. Там образовалась очередь из тех, кто нуждался в помощи больше Наташи, например, кричал от боли.
    Когда Владимир разгибал Наташе руки, он говорил, что это может быть от того, что она сама себе не даёт что-то взять. Чтобы разгибаться нужно было опять часто дышать, наполнять пальцы кровью, как бы мысленно направлять туда кровь и силу, и преодолевая некоторое сопротивление от ассистента, с силой разгибать. Через несколько дней рука болеть перестала.
Со слов Наташи, весь холотроп пролетел очень быстро, только легла, а уже вставать!

Выводы.

    Холотропное дыхание - занятие интересное, но подходить нужно с умом и осторожностью. При случае, схожу на подобный тренинг ещё раз. Но, чаще раза в год заниматься им я бы не стал. Ещё, мне кажется, что стоит сделать разминку перед холотропом.


---------------------------------------
2013.11.27
Просьба не копипастить. Это материалы для моего личного сайта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий